Терроризм во всем многообразии его проявлений считается одной из самых глобальных проблем современности. Начиная с 1990-х годов эта угроза коснулась и России. Устранение террористической угрозы должно рассматриваться в качестве одного из приоритетов внутренней и внешней политики государства.
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечается, что одним из основных источников угроз национальной безопасности является "деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ".
Антитеррористическая политика России является неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности. Ее основные положения нашли свое отражение в Концепции противодействия терроризму в РФ. В ней, в частности, изложены основные задачи противодействия терроризму:
- выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
- выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение терактов и иных преступлений террористического характера;
- привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с российским законодательством;
- поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
- обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
- противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.
За 2008 - 2012 годы был сделан значительный шаг в совершенствовании антитеррористической правовой базы. Так, были внесены изменения в федеральные законы, регулирующие вопросы транспортной безопасности, устанавливающие уровни террористической опасности, утверждена Федеральная целевая программа "Антитеррор (2009 - 2012 годы)" и др.
Президент РФ 2 ноября 2013 года подписал Федеральный закон N 302-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", который направлен на формирование комплексной системы противодействия террористической деятельности. Данный документ вносит изменения в семь нормативно-правовых актов, в том числе в ГК РФ, УК РФ, УПК РФ, Федеральные законы от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и от 07.05.2002 N 50-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 Уголовного кодекса РФ".
Закон N 302-ФЗ дополнил УК РФ новыми статьями, предусматривающими уголовную ответственность за:
- прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ);
- организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ);
- организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ).
Расследование указанных преступлений будет проводиться следователями Следственного комитета и ФСБ России, а рассмотрение уголовных дел - коллегией из трех судей общей юрисдикции. При этом территориальная подсудность рассмотрения таких уголовных дел может быть изменена по ходатайству Генерального прокурора РФ или его заместителей, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства или их близких.
Лицу, подозреваемому в совершении этих преступлений, обвинение должно быть предъявлено не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения. Деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения таких преступлений, подлежат конфискации, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
Следует отметить, что за совершение перечисленных преступлений условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее 3/4 срока назначенного наказания. Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных ст. 205.3, ч. 2 ст. 205.4, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ, не подлежат освобождению от наказания и помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Согласно поправкам в Законе N 35-ФЗ по решению Президента РФ на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, будут обязательны для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
До недавнего времени УК РФ предусматривал наказание лишь за террористический акт (ст. 205 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ) и публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ). Теперь данный Кодекс предусматривает уголовную ответственность еще и за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ), организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ), а также за организацию деятельности террористической организации и участие в ней (ст. 205.5 УК РФ).
Прохождение лицом обучения в целях осуществления террористической деятельности либо совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения указанных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового.
Создание террористического сообщества, то есть устойчивой группы лиц, заранее объединившихся в целях осуществления террористической деятельности либо для подготовки или совершения одного либо нескольких преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма, а равно руководство таким террористическим сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет.
Под поддержкой терроризма понимается оказание услуг, материальной, финансовой или любой иной помощи, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Вместе с тем участие в террористическом сообществе наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового.
Усиливается ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем" УК РФ. В частности, за создание незаконного вооруженного формирования (НВФ) или его финансирование будут лишать свободы на срок от 3 до 10 лет (сейчас - от 2 до 7 лет) с ограничением свободы на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 208 УК). В два раза, до 6 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до 2 лет, увеличивается максимальное наказание за участие в НВФ, причем наказывать будут и тех, кто участвует в иностранных НВФ, действия которых противоречат интересам России (ч. 2 ст. 208 УК РФ).
Закон N 302 разграничил уголовную ответственность за деятельность террористических и экстремистских организаций, для чего были внесены соответствующие изменения в ст. 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации" УК РФ.
Согласно поправкам, внесенным в Закон N 35-ФЗ, возмещение вреда, включая моральный, причиненного в результате теракта, осуществляется в порядке ГПК РФ, за счет средств лица, совершившего теракт, а также средств его близких родственников при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.
На требование о возмещении вреда, причиненного в результате теракта жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Срок исковой давности по таким требованиям устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение данного преступления. Соответствующие корреспондирующие поправки о сроках исковой давности внесены в ГК РФ.
Одновременно с этим компетентные органы наделяются правом требовать представления сведений о законности происхождения денег, ценностей и иного имущества у близких родственников террористов при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество было получено ими в результате террористической деятельности. При этом родственники будут обязаны представить такие сведения. В случае отсутствия достоверных сведений о законности происхождения такого имущества Генпрокурор РФ или его заместители могут обратиться в суд с иском об изъятии его в доход государства.
Несмотря на то что в последние годы оснащение объектов инженерно-техническими средствами улучшилось, повысился уровень подготовки сотрудников охранных предприятий, антитеррористическая защита объектов с массовым пребыванием людей не достигает необходимого уровня. Одной из главных причин этого являлось отсутствие единых требований к обеспечению антитеррористической защиты объектов.
Согласно Федеральный закону от 23.07.2013 N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антитеррористической защищенности объектов" Правительство РФ наделяется правом устанавливать обязательные для выполнения физическими и юридическими лицами требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и их категории, порядок контроля за выполнением требований, форму паспорта безопасности таких объектов (территорий), за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов ТЭК.
Федеральный закон от 21.07.2011 N 257-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" ввел в УК РФ ст. 217.1 "Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса", вступившую в силу с 01.12.2012. Максимальное наказание, предусмотренное санкциями данной статьи, - лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Терроризм
- Категория: Прокуратура информирует
- Просмотров: 135